Twin Turbo и Bi Turbo
Это двух турбинные системы наддува, Twin Turbo и Bi Turbo имеют между собой некоторые отличительные особенности. Би турбо – система с использованием двух турбин, размеры которых разные, одна больше, другая – меньше. Сначала меньшая турбина начинает взаимодействовать с большой по причине ее более быстрой раскрутки. Затем начинает раскрутку большая турбина, работа мотора на высоких оборотах сразу приводит к увеличению воздушного заряда. За счет последовательного включения турбин минимизируются лаги, машина не производит рывков при движении, что нередко бывает при наличии больших турбин.
Также большие турбины можно устанавливать с целью передвижения по гоночным трассам и по дорогам города, когда постоянная работа мотора не представляется возможной. Би турбо подходит для рядного мотора так и оппозитного, при этом выхлопы при отключении турбины становятся как параллельными, так и последовательными.
Би турбо относится к дорогой системе, устанавливается исключительно на высококлассные машины: Maserati, Aston Martin. Твин турбо несколько отличается от Би турбо. Ее главная задача — не уменьшение лаг, а поднятие производительности воздуха для прокачки, давления в наддуве. Это важно, мотор работает на более высоких оборотах, расход воздуха осуществляется быстрее, а турбина не успевает его вырабатывать в достаточном объеме и давление наддува может резко упасть.
Турбины в системе Твин – турбо одинаковые и поднять производительность можно почти в 2 раза, чего нельзя сделать в при одно турбинной системе. Использование двух маленьких турбин тоже допустимо, производительность будет аналогична, как и при функционировании одной большой турбины.
Если производительность при работе сразу двух больших турбин мала, то можно из двух других турбин, разных по размерам, скомбинировать одну. Высокая производительность при использовании только больших турбин, не всегда возможна. Например, конструкция мотора “драгестер” не дает возможности это сделать. В данном случае 2 турбины нужно комбинировать. Аналогичная схема функциональности у рядных движков, имеющих развал головок V – образной формы.
Также бывают турбо моторы и с тремя последовательными турбинами управляемые электроникой, данная компоновка встречается крайне редко, но это совсем другая история.