Наш век — это век развития электроники и новых технологий. Сегодня у каждого из нас есть смартфон, планшет, игровая приставка, ноутбук, музыкальный плеер и множество других гаджетов. Электронная техника окружает нас повсюду. Так почему бы нам не начать ездить на электронных автомобилях? Как бы там ни было, а слово «чип-тюнинг» все чаще и чаще слышится из уст автолюбителей. Однако, объяснить что это такое, может далеко не каждый.
Что за зверь такой — чип-тюнинг?
Для того, чтобы лучше разобраться что же такое чип-тюнинг, сделаем следующее. Посмотрите на компьютер, который стоит сейчас прямо перед вами. В нем есть множество деталей, каждая из которых по отдельности принесет вам мало пользы или не принесет ее совсем. То ли дело, если их соединить между собой с помощью специальной программы — операционной системы. Вот тогда детали заработают все вместе, реализуя широкий спектр возможностей вашего компьютера.
Тот же принцип применяется и в современном автомобиле, состоящем из множества узлов и агрегатов. Большая часть этих агрегатов — это электронные устройства или механизмы, которые управляются с помощью электроники. Понятно, что для их правильной работы необходим компьютер. И в автомобиле этот компьютер есть, только называется он электронным блоком управления или ECU (от англ. Engine Control Unit). ECU, как и компьютер, содержит специальную программу, которая является ничем иным как операционной системой. Основная ее задача заключается в управлении двигателем.
Вот мы плавно и подошли к ответу на главный вопрос. Чип-тюнинг — это улучшение производительности автомобиля путем качественной настройки блока управления.
Что это дает?
С помощью чип-тюнинга можно увеличить мощность и крутящий момент двигателя, улучшить маневренность автомобиля. Кроме того, можно добиться меньшего расхода топлива и увеличения максимальной скорости движения.
Важно отметить
Если вы решили каким-либо образом доработать двигатель, например, установить компрессор или поменять форсунки, то без перепрошивки ECU вам не обойтись.
Какой двигатель можно «чипировать», а какой нет?
Если под капотом атмосферный двигатель, то чип-тюнинг окажется пустой тратой денег. Почему, спросите вы. Дело в том, что мощность атмосферного двигателя после тюнинга увеличится в среднем на 5%. Заметить такую разницу на практике просто нереально.
А вот если у вас двигатель с турбиной или дизель, то могу вас поздравить. Толковый чип-тюнер сможет увеличить мощность мотора на 45-50%.
Почему производитель сразу не выпускает автомобиль с мощным двигателем?
Такой вопрос напрашивается сам собой после прочтения всего написанного выше. Дело все в том, что поставить на поток выпуск «чипированных» автомобилей — дело весьма затратное. Причиной тому служит высокая стоимость программ для прошивки блока управления. Причем даже если взять блоки одного производителя, они все равно будут отличаться моделью и версией программы, которая обеспечивает его работу. Только крупный финансовый монстр может позволить себе иметь 8000 и более тюнинговых прошивок.
У производителя есть еще одна причина «глушить» двигатель. Это делается для уменьшения выброса углекислого газа в атмосферу, а заодно и для уменьшения экологического налога. Не стоит думать, что у автомобиля после чип-тюнинга резко возрастет выброс вредных газов. Этого не случится, при использовании хорошего топлива.
Как это делается?
Напомним, что чип-тюнинг — это корректирование работы электронных устройств и механизмов посредством изменения настроек электронного блока управления.
Вначале проводится диагностика автомобиля и устранение возможных неисправностей. Затем переходят непосредственно к чип-тюнингу. Мастер ищет среди заводских программ ту, которая отвечает за параметры двигателя и вносит в нее соответствующие коррективы.
ECU тесно связан со многими другими блоками и системами. Поэтому после внесения изменений в блок управления, как минимум придется корректировать работу коробки передач. Это вызывает определенные сложности, а иногда и вовсе не представляется возможным, если в автомобиле около 80 связанных блоков, как в BMW 7-series.
Сколько стоит?
Стоимость чип-тюнинга зависит от характеристик автомобиля и от сервиса, где будет проводиться настройка. В среднем цена составляет 15—20 тыс. рублей. Хотя в солидных компаниях за эту услугу можно отдать не одну тысячу долларов.
Главный плюс чип-тюнинга
Главным плюсом является возможность увеличить мощность двигателя, при этом сократив расходы на топливо.
Существенный минус чип-тюнинга
Помните, «чипированный» двигатель лишается заводской гарантии. Не стоит думать, что вашего вмешательства в заводской софт никто не заметит. Сегодня многие компании применяют специальные средства, позволяющие быстро найти все изменения в штатных настройках.
Делать чип-тюнинг или нет — решайте сами. Нам остается лишь напомнить, что ресурс двигателя большей частью зависит от условий эксплуатации и стиля вождения, а не от его настроек.