Установка турбины на отечественные авто
Сама идея установки турбины на российскую машину уже кажется экзотикой, если выражаться мягко. Ведь истории и анекдоты о надёжности российских автомобилей не сходят с уст до сих пор, хотя уже в серию запущены новые автомобили, способные составить конкуренцию некоторым мировым производителям.
Между тем, установка турбины вовсе не превращает машину в ракету, а может просто поднять мощность машины. Пришла пора избавляться от стереотипов!
Турбины бывают двух видов:
Турбина низкого давления, выдают до 0. 6 бар. Для их установки необязательно переделывать двигатель, могут использоваться со стандартными моторами
Турбины высокого давления, выдают от 0. 6 бар и выше. Для использования таких агрегатов лучше основательно переделать мотор, подвеску и тормоза.
Установка турбины поднимает мощность двигателя, увеличивает крутящий момент (разумеется, только в рабочем диапазоне турбины), в целом повышает КПД мотора. О таких вещах, как экономия топлива, повышение экологичности выхлопа владельцы российских машин не задумываются по понятным причинам.
Существуют также готовые наборы турбин (турбо киты) для установки на определённый мотор, так сказать «заточенные» под конкретный российский автомобиль. Они называются турбо-китами – то есть это готовый комплект, содержащий в себе саму турбины и всё для установки — приспособления, крепления, хомуты и так далее. Как правило, это турбины низкого давления, под которые нет необходимости переделывать двигатель, так сказать, набор «поставил-поехал».
При отсутствии опыта постройки турбированных моторов, лучше не заниматься установкой самостоятельно, а доверить это дело профессионалам. Турбина – деталь очень технологичная и требует к себе особого отношения. Стоимость турбо-кита начинается, в среднем, от 50 тыс. руб и доходит до пары сотен. Ведь всё зависит от степени давления, которое будет выдавать нагнетатель.
Необходимо понимать, что кроме покупки самой турбины, а также соединений, желательно поставить интеркулер и перепускной клапан. Что такое интеркулер? Это дополнительный радиатор для охлаждения воздуха. В мощных системах выглядит, как прямоугольник, помещается под передний бампер. В системах с низкой производительностью может выглядеть, как небольшой радиатор и помещается прямо под капотом, на крышке ГБЦ. При этом на капоте появляется характерная «ноздря», которая забирает воздух с улицы и направляет его на сам интеркулер.
Можно установить перепускной клапан (blow-off) или bypass-клапан. Для чего они нужны? Турбину раскручивает поток выхлопного газа, и оживают турбины где-то от 3000 об/мин. А сама турбина раскручивается до 100-150 тыс. оборотов в минуту. Когда водитель бросает педаль газа, дроссельная заслонка закрывается, но турбина, подающая воздух под давлением, не может остановиться мгновенно. Если не убрать это количество воздуха, то можно повредить мотор. Поэтому есть два выхода – либо сбрасывать воздух под капот (blow-off), либо пускать его по кругу (bypass).
Если устанавливать более производительные турбины, то потребуется такая же серьёзная переделка двигателя. Как правило понижают компрессию мотора, устанавливают более производительные форсунки, чтобы обеспечить бесперебойную подачу топлива. Устанавливается новый распредвал, с другой формой кулачков, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя в изменившихся условиях. При серьёзном увеличении давления ставят кованые поршни – они выдерживают огромные нагрузки. Переделывают или ставят новый коленчатый вал, способный переносить такую мощность двигателя. И это только крупные детали, а ведь ещё уделяют пристальное внимание охлаждению двигателя, добиваются лучшей смазки внутренних деталей, путём замены маслонасоса и проточки масляных каналов.
Как итог – чем серьёзнее турбина, которую хочет установить владелец, тем глубже будет переделка двигателя. А при построении быстрого автомобиля, необходимо переделывать и подвеску, и тормоза, и коробку передач. Но это тема уже отдельных статей.