Ремонт турбокомпрессора мех. обработкой
Турбокомпрессор сложный и высокоточный механизм, и его производство требует очень высокоточного оборудования от этого зависит надежность турбины. Очень часто встречаются люди которые заблуждаются в том, что можно произвести ремонт турбокомпрессора путём механической обработки, тут нужно понимать какие элементы турбины выходят из строя. Если посмотреть в теорию и понять параметры, как работает турбина и устройство турбины, то в турбокомпрессоре при работе ротор турбины вращается со скоростью до 250.000 тыс. оборотов. Существует две принципиально разные схемы устройства вращения ротора, – это схема турбины на шарико-подшипнике и на втулке скольжения. По первому можно сказать, что на шарико-подшипнике турбокомпрессоров единицы они применяются в спортивных автомобилях и там нужна скорость вращения турбины, редкий случай когда попадались в японских грузовиках. Основная масса турбокомпрессоров это как было сказано выше на втулке скольжения где скорость турбины немного ниже, принцип работы прост – масло под давлением давит по каналам в подшипник скольжения где обеспечивается смазка турбины, начинается вращение турбины, ротор начинает разгонятся, и в счёт давления вокруг вала образуется тонкая масляная плёнка по которой он и скользит, так называемый масляный клин. Зазор между корпусом-втулкой-валом колеблется от 0.02-0.04 мм. причём чистота обработки поверхностей (шероховатость) должна соответствовать 12 классу минимум.
Ремонт турбины двигателя мех. обработкой можно разделить на этапы:
-
Шлифовка вала ротора.
-
Расточка среднего корпуса.
-
Изготовление подшипника скольжения.
-
Изготовление втулок под маслосъемные кольца вала (завтуливание корпуса).
-
Проточка на роторе новых посадочных каналов под кольца.
-
Шлифовка и изготовление нового осевого подшипника.
-
Восстановление передней крышки среднего корпуса.
Вал турбокомпрессора состоит из двух частей, из углеродистой стали и жаростойкой нержавеющей стали (ротор) они сварены между собой в месте соединения ротора и вала в районе канавки маслосъемного кольца. В заводских условиях изготовления вала турбины применяется технология путём закалки верхнего слоя азотированием, и новый вал имеет калёный верхний слой толщиной около 0.3 мм. После механической шлифовки закаленный слой убирается и остаётся так называемый сырой метал. Дальнейшая эксплуатация турбины с таким валом приводит к быстрому износу в местах скольжения, происходит увеличение зазора между подшипником и валом, и приводит к серьёзной поломке турбины, это типичные проблемы- заклинила турбина, турбина гонит масло.
Средний корпус турбины изготовлен из чугуна, когда в процессе эксплуатации турбокомпрессора появляется износ под подшипником скольжения, для устранения износа применяют проточку на токарном станке.
Корпус зажимают, и начинают резцом производить проточку. Механизм выравнивая и центровки корпуса не имеет методики, как говорят на глаз. Встречались люди которые пытались выставить по микрометру, но соосность по осям X и Y добиться или выставить точно в таких условиях с допуском не возможно.
Что касается чистоты обработки. На токарном станке при обработке чугуна, резцом не возможно добиться чистоты обработки 12 класса. Посадочное место под подшипник будет иметь шероховатость, которая в следствии приведёт к задирам и износу подшипника.
Но самое главное не возможно произвести обработку внутренних масляных каналов, при проточке они уменьшаются и как следствие, масляное голодание подшипника скольжения.
Все остальные этапы обработки имеют примерный характер по обработке, классам точности. Если вы не уверенны, в том что вам будут производить ремонт мех. обработкой, лучше отказаться. Характеристики турбин должны соответствовать регламенту производителя. Первый признак такого ремонта, это восстановленный средний корпус. Его могут помыть, произвести очистку и он будет выглядеть как новый, но внутренние полости которые можно увидеть через масло сливной канал в них останутся следы старых масляных отложений. После такого ремонта есть вероятность, что неисправная турбина опять попадёт в ремонт и понадобится восстановление турбины. Стоимость ремонта турбины в таких случаях оказывается на равне со стоимостью новых запчастей. Новый картридж турбины часто имеет ту же стоимость, что и ремонт турбокомпрессоров мех.обработкой.
Стоимость нового картриджа и турбокомпрессора вы можете посмотреть в разделе каталог&цены.